Срединный путь

Царь Шраван жил в роскошном дворце. Он любил роскошь и красивые вещи.
Свою столицу он постоянно перестраивал и постепенно превратил ее в один из самых красивых городов.
Однако ему все наскучило и, прослышав, что в город пришел Будда, он отправился к нему и был так очарован, что немедленно попросил посвятить его в ученики.
Будда колебался и неохотно посвятил его. Все королевство было поражено. Люди не могли поверить в это, никто не мог себе этого даже вообразить, потому что Шраван был чрезвычайно мирским человеком, потакавшим любым своим желаниям, даже самым крайним. Его обычными занятиями были вино и женщины.
Те, кто пришел с ним, ничего не поняли. Это было так неожиданно.
И они спросили Будду:
  — Что случилось? Это чудо! Шраван не тот тип человека и, к тому же, он жил так роскошно. До сих пор мы не могли себе даже вообразить, что Шраван может быть саньясином. Так что же случилось? Ты сделал что-нибудь?
Будда сказал:
  — Я ничего не делал. Ум может легко перемещаться из одной крайности в другую. Это обычный путь ума. Так что Шраван не делает ничего нового. Этого можно было ожидать.
Вы так поражены, потому что не знаете законов, управляющих действиями ума. Человек, который сходил с ума, желая богатства, теперь сходит с ума, отказываясь от богатства, но сумасшествие остается — и в этом весь ум.
Шраван стал нищенствующим монахом и вскоре другие ученики Будды стали наблюдать, что он движется к другой крайности.
Будда никогда не просил ходить учеников обнаженными, а Шраван перестал одеваться. Он был единственным учеником, который ходил голым и занимался самоистязанием.
Будда позволял саньясинам один прием пищи в день, но Шраван ел один раз через день. Он стал совершенно истощенным.
В то время, как другие ученики медитировали под деревьями в тени, он оставался под палящим солнцем.
Раньше он был красивым человеком, у него было прекрасное тело, но уже через шесть месяцев его никто не мог узнать.
Однажды вечером Будда подошел к нему и сказал:
  — Шраван, я слышал, что когда ты был принцем, еще до посвящения, ты любил играть на вине и на ситаре и был хорошим музыкантом. Поэтому я пришел задать тебе один вопрос. Что случится, если струны вины ослабить?
Шраван ответил:
  — Если струны ослабить, то никакой музыки не получится.
Тогда Будда спросил:
  — А если струны сильно натянуть, что произойдет?
Шраван ответил:
  — Тогда тоже невозможно извлечь музыку. Натяжение струн должно быть средним — не ослабленным, и не перетянутым, а в точности посередине. На вине играть легко, но только мастер может правильно настроить струны, нужна золотая середина.
И Будда сказал:
  — Именно это я и хотел сказать после наблюдения за тобой в течение шести месяцев. В жизни музыка звучит только тогда, когда струны не ослаблены и не перетянуты, а как раз посередине. Итак, Шраван, будь Мастером и знай, что чрезмерное напряжение сипы переходит в излишек, а чрезмерное расслабление в слабость. Приведи же свою силу в равновесие и старайся привести в равновесие свои духовные возможности, и да будет это твоей целью!



06.03.2011   Просмотров: 3906
+5

Комментарии (1)    Добавить комментарий

21.11.2011 20:17

Я в эти выходные попала на выставку Тибетский буддизм, мне очень все понравилось, а еще нам повезло и мы прослушали очень интересную лекцию. Нам рассказали, что Будда тоже при поиске просветления впадал в крайность аскезы, тоже истязал себя до положения, в котором не мог ничего делать - просто лежал. И я поняла, что он был хорошим учителем, именно потому, чо на себе перепробовал все пути и остановился на срединном. Но из своей практики я могу сказать, чоэто самый сложный путь.


+2



 

Ваше сообщение будет отправлено на email
Получатель: